Эйзенвальду нужен огнестрел! АРТИЛЛЕРИЯ.
РИБОДЕКИНЫ.
Рибодекины (ribaudequins) – легкие повозки с установленными на них двумя или более орудийными стволами. Первоначально рибодекинами, судя по всему, назывались как малокалиберные каноны, так и тяжелые арбалеты на колесных лафетах, напоминающие античные катапульты. Так, в «Хрониках» А. Монстреле описаны фламандские орудия – «множество больших арбалетов, называемых рибодекины, размещенные на двух колесах и имеющих лошадь для каждого».
Одно из первых упоминаний огнестрельных рибодекинов относится к 1382 г., когда гентцы обстреляли позиции противника из 300 малокалиберных орудий, установленных по 3 или 4 ствола на специальных тележках.
В 1435 г. в арсенале Брюгге значилось «6 рибодекинов с каморами, выкрашенные в красный цвет».
Сражение при Гавере (1453 г.) началось с перестрелки между бургундскими и гентскими веглерами, рибодекинами и кулевринами.
В 1458 г. в Лилле было сосредоточено 194 рибодекина.
В учетных ведомостях Лилльского арсенала под 1465 г. содержится сразу несколько записей, дающих представление о внешнем виде и калибре рибодекинов: «1 200 камней в 2 дюйма, отправленные для нужд армии из Лилля в период с 22 мая 1465 по 27 января 1466, для рибодекинов артиллерии», «4 повозки с рибодекинами, из которых 3 с 2 «флейтами» (flaigeoz) и 1 с 3 «флейтами»», «5 деревянных повозок, называемых рибодекинами, снабженные дышлом, колесами, площадкой и павуа».
Интересно, что во время военных кампаний Карла Смелого бургундцы практически не использовали рибодекины. Однако в конце XV – начале XVI вв. рибодекины пережили настоящий «ренессанс» и в массовом порядке появились в составе немецко-испанских войск. Так, в сражении при Равенне (1512 г.) в армии Раймона Кардоны и Педро Наварры насчитывалось 30-50 рибодекинов (нем. Orgelgeschutzen –органные пушки): «напоминающих вооруженные серпами колесницы, применяемые у древних, и он /Наварра/ снабдил их небольшими полевыми орудиями и вооружил длинной рогатиной».